ИСПОЛЬЗУЯГИМНАСТИЧЕСКИЕСКАМЕЙКИПодготовил: тренер-преподаватель отделения легкой атлетики высшей категории Сафронов Юрий Иванович
Предлагаемые упражнения с использованием гимнастических скамеек просты в свете организации соответствующих занятий (данные гимнастические снаряды всегда под рукой и, что немаловажно, они почти не травмоопасны). В качестве подготовительных такие упражнения незаменимы при решении задач общей физической подготовки по различным видам спорта: легкой атлетики, волейбола, баскетбола и др. Упражнения с применением гимнастических скамеек доступны для любого контингента занимающихся, варьируются только высота, количество упражнений, продолжительность времени их выполнения. Это динамические упражнения, позволяющие включить в работу весь класс, используя групповой или поточный метод, или значительную группу занимающихся. Они хорошо вписываются в метод круговой тренировки. Не последнее место при умелом подходе занимают данные упражнения с детьми, имеющими отклонения в здоровье, в частности в осанке. Варьируя их темп, методы применения, дозировку, целенаправленно подбирая упражнения, можно с их помощью сделать достаточно эффективными любой урок, любую тренировку. Приведенные ниже комплексы упражнений не единственно возможные, а те, что использовались мною в учебно-тренировочном процессе и небезуспешно. Буду очень рад, если мой опыт поможет коллегам, особенно молодым учителям, начинающим педагогам-энтузиастам. Комплекс I. 1. Перепрыгивание гимнастической скамейки толчком обеими, одной ногой. Упражнение можно выполнять на время: 20 сек., 30 сек., 45 сек. 2. Наскок на скамейку обеими ногами, соскочить — ноги врозь, скамейка между ног; выполняется в продвижении вперед и на месте. 3. Стоя сбоку, одной ногой на скамейке, выпрямиться вверх и поменять прыжком положение ног. 4. Бег по скамейке. Класс делится на две группы, устанавливаются скамейки, можно параллельно. Учитель говорит: «Ребята, вот переправа, сзалившийся со скамейки «падает в пропасть», к тому же через каждые 7,10 или 15 сек. (в зависимости от количества учащихся) «противник ведет обстрел». Вашей группе необходимо за это время, переправиться на другую сторону как можно быстрее и без ошибок». Упражнение можно дополнить переноской «пострадавшего». 5. Бег по скамейке сбоку, наступая на нее одной ногой (левой или правой). 6. И.п. — стойка на носках на доске перевернутой скамейки, пятки на полу. Подниматься на носки и опускаться вниз, не касаясь пятками пола, не сгибая ноги в коленях. 7. Стоя в выпаде на скамейке, одной ногой покачивая сзади. Опорная нога прямая. 8. Передвижение на скамейке с переноской партнера с захватом через плечо. 9. Прыжки ноги врозь, наскок на скамейку вместе с партнером, стоя лицом друг к другу, взявшись за руки; соскочить вниз. 10. Партнеры стоят по разные стороны скамейки, взявшись за руки; по сигналу одного из них одновременно оба выполняют прыжок — первый влево, второй вправо, на месте. В движении руки не разъединять. 11. Первый занимающийся стоит — руки на поясе, второй, находясь сзади, кладет руки ему на пояс (оба стоят на скамейке). Оба выполняют прыжки вместе, ноги врозь, то же самое втроем, вчетвером и т.д., с продвижением вперед. 12. Одна нога стоит на скамейке, другой ногой переступить вперед, затем назад, потом положение ног меняется. Можно выполнять упражнение на время 15, 20,30 сек., в зависимости от подготовленности занимающихся. 13. Стоя слева от скамейки, вспрыгнуть обеими ногами на скамейку, соскочить вправо. 14. Прыжки через 5-6 скамеек, установленных в ряд (поперек, как барьеры); через две скамейки, установленные параллельно — в ширину, в высоту. 15. Вспрыгивание на скамейку с отягощением, ноги врозь и вместе. 16. Прыжки с отягощением, на двух скамейках, установленных параллельно на расстоянии 50-60 см друг от друга. В качестве отягощения использовать гантели или гири, в зависимости от подготовленности учащихся. Комплекс II. 1. Первый занимающийся сидит, второй держит его за голеностопы. Наклон назад, то же самое с касанием руками пола с поворотом вправо, влево. Упражнение можно выполнять с отягощением, в зависимости от подготовленности учащихся. 2. Первый лежит на бедрах, второй держит его за ноги, ноги не касаются пола. Наклон вперед, прогиб назад, то же самое с поворотом, с отягощением. Первое и второе упражнения служат для исправления нарушения осанки. 3. Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке; то же самое, отталкиваясь от скамейки и делая хлопок ладонями. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади. 4. Упор лежа, ноги на скамейке, согнуты. Сгибание и разгибание рук, кисти вместе, с хлопком ладонями, и т.п. 5. Передвижение по скамейке правым, левым боком в упоре лежа; в упоре сзади ноги согнуты, ноги прямые. Для более подготовленных — ноги прямые, для неподготовленных — ноги согнуты. 6. Передвижение по скамейке в упоре лежа с поворотом кругом влево, вправо. 7. Передвижение по- скамейке прыжком, ноги врозь, отталкиваясь от скамейки; руки выносят вперед и ставят для толчка как можно дальше. 8. Упор присев, руки на скамейке, ноги слева. Не отрывая рук, перепрыгнуть через скамейку; то же самое с продвижением вперед, отталкиваясь двумя руками, одной рукой. 9. Лежа на скамейке, переползание на животе, подтягиваясь на руках; то же на скамейке, установленной наклонно. Угол наклона зависит от уровня подготовленности учащихся. 10. Взбегание по скамейке, установленной наклонно к гимнастической стенке, с последующим переходом на нее. 11. Передвижение по скамейке вверх спиною вперед в упоре присев, с захватом руками краев скамейки. 12. Две скамейки установлены параллельно, наклонно к гимнастической стенке. Передвижение в упоре на руках вверх, вниз. 13. Передвижение вперед в упоре сзади, скамейка между ногами. То же самое назад. Комплекс III (для группы занимающихся в 7-9 человек). 1. Гимнастическая скамейка стоит сбоку слева на полу. Захватить скамейку обеими руками, поднять над головой и опустить справа. Затем выполнить то же в обратную сторону. 2. Скамейка на левом плече, поднять ее над головой и опустить на правое плечо. То же повторить, но один из партнеров выполняет вис на середине скамейки. 3. Скамейка на левом плече, придерживать ее правой рукой; перевести скамейку на прямую левую руку влево, поднять над головой. То же на правую руку. 4. Скамейка на левом плече, ноги врозь, наклон вправо, перевести скамейку на правое плечо, наклон влево. То же на прямых руках. 5. В положении лежа на полу скамейку за головой захватить обеими руками, поднять и положить на грудь, затем выполнить то же в обратном направлении. 6. И.п. — то же. Поднять прямые ноги и коснуться ими скамейки. 7. Скамейку захватить за головой, в положении лежа. Поднять прямые ноги до угла 90° и положить их вправо (влево). 8. Партнеры сидят ноги врозь, близко друг за другом, скамейка на левом плече, перевести скамейку на правое плечо, лечь, подняться и перевести скамейку на левое плечо. 9. Скамейка на плече, в приседе, выпрямиться и перевести скамейку на другое плечо, 10-12 раз. Единоборства на гимнастической скамейке. 1. Партнеры стоят на скамейке друг против друга. Необходимо столкнуть партнера со скамейки или вывести его из равновесия. Побеждает игрок или команда, оставшиеся на скамейке. 2. а) Партнеры сидят друг к другу лицом, верхом на гимнастической скамейке, взявшись руками за края и упираясь стопами. Необходимо вывести партнера из равновесия. б) То же из упора на предплечьях, сидя спиной друг к другу. Эстафеты. 1. а) Перепрыгивание одной, двух, трех скамеек, установленных параллельно, с пробеганием отрезка до 15 м. б) Пробегание по скамейкам, последовательно установленным в длину. 2. «Переправа»: участники команд по сигналу перебегают за направляющим по одной-двум скамейкам, установленным в длину. Побеждает та команда, игроки которой быстрее окажутся на другой стороне «пропасти», не потеряв ни одного игрока. 3. Две скамейки установлены впритык по длине. Игроки соперничающих команд пробегают первую скамейку, останавливаются на второй и перетягивают первую скамейку вперед, не наступая на пол. Затем перетягивают вторую скамейку и так далее до конца дистанции. 4. Подлезание под скамейку. Скамейка нестандартная, высота 50-60 см. Подходя творчески, в эстафеты с применением гимнастической скамейки можно включить многие упражнения, описанные выше. Лучше всего начинать обучение упражнениям с использованием гимнастической скамейки в начальной школе и по мере взросления учеников наращивать их трудность. В начальной школе дети более восприимчивы и запоминают такие упражнения надолго.
|
МБОУ ДОД ДЮСШ "Темп"Пермский край,г.Березники,Ломоносова, 1138 (34242) 56793 |
|