подготовка

бегунов

на средние и длинные

дистанции 

 

Автор: Сафронов Юрий Иванович, тренер-преподаватель по легкой атлетике, высшая квалификационная категория

 

          Результаты в беге на выносливость растут непрерывно. И если на первых порах спортивных состязаний в беге на средние и длинные дистанции результаты обуславливались природными способностями бегунов, то в дальнейшем рост результатов стал зависеть от субъективных факторов: упорства, настойчивости и трудолюбия в достижении цели повышения результатов одаренными спортсменами. Определенную роль в улучшении результатов в беге на выносливость играют материально-технические средства. Это постоянно совершенствующиеся покрытия беговых дорожек, беговой обуви и одежды, фармакологические средства повышения работоспособности и восстановления после нагрузок, технические средства для качественного тренировочного процесса и восстановления. Но чем выше уровень результатов, тем все большее значение приобретает методика тренировки и роль грамотного, вооруженного знаниями по физиологии, биомеханике, биохимии и других наук, целеустремленного и постоянно находящегося в поиске средств повышения результатов практического тренера.

 

 

 

 

Краткий анализ применяемых методов. 

Основу подготовки бегунов до середины 20 века составлял непрерывный, чаще равномерный бег. Чем больше набегано километров и чем выше интенсивность этого равномерного бега, тем лучше результат. Такая тренировка повышала функциональности возможности организма, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Но, поскольку на определенной скорости тренируются определенные мышечные волокна, а скорость такого бега ниже соревновательной, то рост результатов особенно на средних дистанциях, замедлялся. В 40-50 годы прошлого века столетия возникла методика переменного бега [1, 4], где определенные отрезки пробегаются с более высокой скоростью. Такая тренировочная нагрузка не только воздействует на функциональные системы организма, но и значительно больше воздействует на мышечные волокна, работающие при более высоких скоростях бега. Так, олимпийский чемпион в беге на 5000 м и марафон Э.Затопик (Чехословакия) выполнял очень высокий объем переменного бега: 100 х 400 м более медленного бега (4). Естественно, при таком высоком беговом объеме скорость на более быстрых отрезках оставалась значительно ниже соревновательной скорости бега на средних дистанциях и больше способствовало росту результатов на стайерских дистанциях. Для бегунов на средней дистанции нужны были более высокие скорости. Поэтому в 50 годах появляется методика повторенного и интервального бега, когда спортсмен многократно пробегает отрезки короче соревновательной дистанции со скоростью равной или превышающей целевую для соревнований (1,7).

При этом методе скорость пробегания отрезков позволяет тренировать те мышечные волокна, которые работают на соревновательной скорости, и тем самым совершенствовать мышечную структуру. Количество отрезков, определяет объем быстрого бега, и тренирует мышечную и лабильную выносливость, а интервалы отдыха позволяют варьировать воздействие на сердечно-сосудистую систему и все функции организма. (6,7).

Все перечисленные методы имели научное обоснование достижений физиологии, биохимии и других наук на данный период. Но начиная с 60-х годов, передовые тренеры начали применять методы, обоснование которым современная наука только еще начинает оформлять. Эмпирическим путем тренеры выстраивали свою методику развития силы, но каждая из этих методик, имея прогрессивный потенциал, без научного обоснования не была совершенной.

После Олимпиады 1960 года все заговорили о методике А.Лидьярда из Н.Зеландии, подготовившего выдающегося средневика П.Снелла, олимпийского чемпиона в беге на 800 м. и 1500 м. на двух олимпийских играх, и М.Хилберга, олимпийского чемпиона в беге на 5000 м. А.Лидьярд, наряду с развитием функциональных возможностей - длительный бег в относительно высоком темпе - ввел тренировки смешанного типа (3). Это длительный бег по холмам, когда забегание на крутой холм дает значительную нагрузку на мышцы ног, увеличивая их силу, т.е. в переменном методе перенес акцент на мышечную структуру. Советские и Российские тренеры взяли за основу этот метод и кроссовый бег по пересеченной местности стал основой подготовки отечественных бегунов (10). Но А.Лидьярд внес развитие силы и в повторный метод. Он начал применять многократно повторяемый в одном тренировочном занятии бег в гору. Этот метод использовали и совершенствовали Т.Кепко (Польша), Т.Боули (Шотландия) (2), заслуженные тренеры СССР В. Малышев, П.Демин, Б.Гроевой, И.Беляев и другие. (9). Но Лидьярд ввел в тренировочный процесс и многократные прыжки в гору, причем на дистанциях до 800 м. В этом упражнении развивается сила и выносливость нужных средневику мышц. Метод многократного повторения прыжков значительно усовершенствовал З.Т. СССР Я.Ельянов(9), подготовивший целую плеяду выдающихся бегунов. Я Ельянов в своей методике применяет не только прыжки в гору на средних отрезках, но и больше использует многоскоки на равнине, многоскоки на одной ноге, пятикратные, тройные и одинарные, выполняемые с максимальными и субмаксимальными усилиями. И таких прыжков он применяет до 150-300 отталкиваний за одно тренировочное занятие.

Другим методом развития «беговой силы и максимального и субмаксимального воздействия на мышечные волокна является многократное повторение специальных беговых упражнений. При правильной технике выполнения этих упражнений происходит наиболее специфическая нагрузка на необходимые мышечные волокна. Эти упражнения постоянно и в большом количестве выполнялись спортсменами З.Т. СССР В.Алексеева, Я. Ельянова, П. Литовченко, В Евстратова и других (9).

Еще одним методом развития специальной силы является выполнение правильно подобранных упражнений на тренажерах, с отягощениями и собственным весом. Больших успехов в применении этого метода достигли П.Коэ, Т. Боули (2), В Вакуров, П.Ткачев и другие (9). Круговые тренировки, выполняемые в быстром темпе позволяют, поддерживая ч.с.с. на высоком уровне длительное время, одновременно значительно прорабатывать необходимые мышечные волокна. Более специфическое воздействие достигается в упражнениях с отягощениями и на тренажерах (2,8) Эти упражнения уже близки к статодинамическим и при правильном их выполнении способствуют не только развитию, но и преобразованию мышечных волокон. При подобных методах тренировки выдающихся результатов достигают и спортсмены, имеющие очень малый объем беговых нагрузок. Так, недельный объем С.Мастерковой, рекордсменки мира в беге на 1000 м., олимпийской чемпионки в беге на 800 м. и 1500 м. на^ превышает 70 км. в неделю, а С.Коэ устанавливал мировые рекорда в беге на 800 м. и милю и завоевывал звание Олимпийского чемпиона в беге на 1500 м. при недельном беговом объеме в 35 км. (2). А ведь Лидьярд вел своих спортсменов через большие беговые нагрузки; его девиз «100 миль (160 км.) бега в неделю!» Возникает вопрос: засчет каких изменений в организме спортсмена добиваются высоких результатов авторы перечисленных выше  спортивных  методик,  какое  физиологическое обоснование имеют под собой их приобретенные эмпирическим путем методы тренировки?

 

Новые научные разработки подготовки бегунов.

В 1998 году на всероссийской научно-практической конференции тренеров и специалистов по легкой атлетике в выступлении кандидата биологических наук, заведующего проблемной лабораторией ГРАФК В.Селуянова, впервые внимание тренеров было обращено на возможность преобразования мышечной структуры путем подбора специального упражнения. Были  даны некоторые рекомендации по подбору упражнений, методам их выполнения (9). Подробнее о мышечной композиции, о возможности ее изменения для более высоких результатов в беге на выносливость говорится в журналах «Лёгкая атлетика» №:№ 3-5 за 2001 г. (8) В чем суть их исследований?

Порог анаэробного обеспечения зависит от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон в мышцах бегуна, по принятой классификации. В.Селуянов предлагает опираться на другую классификацию - ферментам аэробных процессов, по ферментам митохондрий. В этом случае мышечные волокна делятся на окислительные и гликолитические. В окислительных волокнах преобладают митохондрии, поэтому молочная кислота в них практически не образуется. В гликолитических волокнах митохондрий мало, поэтому в них образуется много молочной кислоты, которая и является причиной локального утомления. При определении спортивной специализации важно определить соотношение мышечных волокон. У средневиков ММВ - 50-70%, у стайеров 70% и выше. Но соотношение быстрых и медленных волокон у каждого человека различно в разных мышцах, поэтому важно, чтобы у бегуна на выносливость ММВ больше было в мышцах задней поверхности бедра. Но чтобы иметь высокие результаты в беге на 800 м., где скорость бегуна относительно высокая, необходимо, чтобы мышцы задней поверхности бедра были быстрыми, поэтому основная задача средневика - увеличение числа митохондрий в гликолитических мышечных волокнах. Это увеличение может привести к состоянию, когда порог аэробных способностей будет настолько высоким, что закисления почти не будет. Таким образом, гликолитические от природы волокна станут практически окислительными. Вторая задача - увеличение количества митохондрий в ММВ, увеличение поперечника этих волокон. В конечном итоге увеличение количества митохондрий увеличивает потребление кислорода мышечными волокнами и, следовательно, ведет к улучшению результатов в беге на выносливость.

Но в классической силовой работе, используемой большинством легкоатлетов, упражнения выполняются в динамическом режиме, с расслаблением мышц в каждом движении (9,10). Несмотря на то, что при динамическом режиме работают и быстрые, и медленные мышечные волокна, тренируются только быстрые. Причины в том, что когда через окислительные волокна проходит кровь, сила их не растет. Поэтому для увеличения силы ММВ предлагаются так называемые статодинамические упражнения. Суть их в том, чтобы мышца относительно длительное время оставалось «закисленной», не расслаблялась ни на мгновение, не позволяя циркулировать крови. Режим выполнения движений медленный, вес отягощения небольшой или вообще без отягощения, что исключает подключение БМВ. При правильном выполнении движений через 30-40 сек. мышца должна уставать, и в ней должна появиться боль. Длительность выполнения упражнений - 40-60 сек.

Простейшими упражнениями для важнейших мышц бегуна являются следующие. Для мышц задней поверхности бедра - из упора сидя сзади на полу поднимание таза вверх. При прямых ногах - нагрузка на мышцы задней поверхности бедра,  при согнутых ногах - нагрузка на ягодичные мышцы. При выполнении упражнения можно опираться на одну ногу, другая приподнята, или положить груз на пояс. Наиболее сложным вариантом является поднимание туловища из положения  лежа, ступни закреплены, до положения  стоя на коленях. Для мышц голени лучшим является поднимание на носках из обычной стойки. Выполнять упражнения нужно  поочередно на каждой ноге, вес отягощения небольшой. Для сгибателей тазобедренного сустава больше подходит поднимание бедра с «блином» на колене, в небольшом диапазоне движений у вертикали. Для четырехглавой мышцы бедра больше подходят обычные приседания с небольшой амплитудой от горизонтали. Но для бегунов на выносливость это упражнение является необязательным. Эффекта можно достичь, выполняя специально подобранные упражнения на тренажерах. Этой методикой пользуются многие бегуны, в частности олимпийские чемпионы С.Коэ  и С. Ауита (2,8).

Но, чтобы образовались новые митохондрии и миофибрилы в медленных волокнах, необходимо четко выполнять определенные условия.

1.  Во время выполнения упражнений мышца не должна расслабляться ни на мгновение.

2.  Усилия при выполнении упражнений должны быть такими, чтобы через 30-40 секунд (для икроножной мышцы 60 сек.) спортсмен почувствовал в мышце боль.

3.  Выполнять упражнения следует сериями: 30-40 секунд упражнение, 30-40 секунд - отдых, и это 3 раза подряд. Затем отдых 10 минут и повторение серий 3-6 раз.

4.  Для лучшей проработки  мышц желательно каждую мышечную группу тренировать в разные дни.

5.  Для образования новых, более качественных, мышечных структур после силовых упражнений не следует делать упражнения на расслабление мышц, проводить восстановительный бег. Несоблюдение именно этого правила снижает или сводит на нет эффект от выполнения силовых упражнений и является основной ошибкой тренеров и спортсменов (1,2,4,8), так как только при вышеописанной тренировке возможен рост ММВ.                                                 

Во всех остальных видах силовой тренировки рост силы ММВ очень незначителен, так как при динамической работе тренируются в основном БМВ. Но чтобы росли аэробные возможности гликолитических волокон (за счет митохондрий), и динамические силовые тренировки следует подчинить определенным правилам. Отрезки бега в гору должны быть короткими, длительность бега 3-5 секунд при усилии до 80% от максимальной; для прыжков - до 15 вталкиваний на одну ногу; количество повторов - 30-40. При увеличении длины отрезка попытка развить силу может привести к закислению, а затем и к нарушениям эндокринной системы. При снижении усилий уже развивается не сила, а силовая выносливость, что практически и тренирует большинство спортсменов.  А.Лидьярд,  предлагавший вначале бег в гору и прыжки в гору на отрезках до 800 м с большими усилиями (3), пришел к пониманию того, что отрезки должны быть менее длинными, и рекомендует в свой второй книге уже упражнения, близкие к развитию именно силы: прыжки на стопе в гору 30-35 градусов на коротких отрезках многократно (5). Еще более близкую к научным обоснованиям В.Силуянова методику использует и небезуспешно пропагандирует среди отечественных тренеров Я.Ельянов: именно большое количество прыжков и беговых упражнений на коротких отрезках (9).

Из всего вышеизложенного следует вывод: развитие силы и силовой выносливости традиционными методами, увеличивая силу и аэробные возможности только гликолитических волокон, в конечном итоге приводит к «потолку» в росте результатов. Чтобы выйти на более высокий уровень, необходимо будет развивать силу окислительных (медленных) мышечных волокон. Поэтому тренировка в развитии силы ММВ на этапе, когда спортсмен еще не приблизился к остановке роста результатов, позволит значительно поднять «потолок» его природных способностей и значительно увеличить его личные результаты.

Личный опыт работы.

В своей тренерской работе развитию специальной силы я всегда уделял большое внимание. В 70-е годы, когда в области был единственный легкоатлетический манеж в г.Лысьве, а зимы стояли суровые, нередко с температурой ниже -40оС, а тридцатиградусные морозы были обычным явлением, выполнять беговые нагрузки можно было только с умеренной и малой интенсивностью. Поэтому большую часть времени легкоатлеты были вынуждены тренироваться в спортивных залах. Кроме игровых тренировок тренеры вынуждены были использовать многократное выполнение СБУ на небольших отрезках, спринтерских ускорений, прыжковых упражнений с отягощением. Эти упражнения не только способствовали развитию силы БМВ, но и за счет увеличения количества митохондрий повышали аэробные способности бегунов. Поэтому в области было гораздо больше высококвалифицированных бегунов на средние дистанции и конкуренция на соревнованиях была значительно выше. С появлением манежей и потеплением климата многие тренеры перешли к тренировкам малоинтенсивного бега, увеличению бегового объема. При этом снизился объем силовых упражнений, что привело к общему снижению уровня результатов.

Я также был вынужден применять много упражнений в спортзале, и также с появлением манежа, а, следовательно, с возможностью выполнения большого объема беговой работы на местности, совершил такую же ошибку. Но, своевременно проанализировав результаты спортсменов, понял свои ошибки и пересмотрел методы работы. Постепенно я выработал свою, применительно к сложившимся условиям работы, наличию оборудования, рельефа близлежащей местности, методику развития специальной силы, а следовательно, и повышения аэробных возможностей бегунов на средник и длинные дистанции. Как указывалось выше, методика преобразования гликолитических мышечных волокон в окислительные появилась недавно. В 70-90-е годы  итогом силовой работы было развитие силы БМВ и увеличение аэробных возможностей за счет образования новых митохондрий. Соответствующими задачам были и методы.

Прежде всего необходимо определить у бегуна его генетически обусловленную мышечную композицию. Ввиду отсутствия специального оборудования, крайне слабого оснащения врачебно-физкультурных диспансеров применяю педагогические методы. После начальной подготовки, в 13 – 14 лет, путем своеобразных тестов, я подразделяю бегунов на тех, кого нужно тренировать «от выносливости», т.е. более традиционными методами тренировки стайеров и средневиков и тех, кого нужно тренировать «от скорости и силы», тренировочные средства которых ближе к методике спринтеров. Иными словами, на бегунов, имеющих разное соотношение быстрых и медленных мышечных волокон. Кроме того, определяется МПК. Для этих целей использую скорость восстановления после стандартных нагрузок. Ими являются темповой бег на ЧСС 180, бег на 1000м, 400м, интервальные пробежки на отрезках 200м, бег с ходу на 150м и 30м «до отказа», т.е. до значительного снижения скоростей, прыжок в длину с места, многоскоки на отрезках 60м и 100м, задержка дыхания, результаты на различных дистанциях, показанные на соревнованиях и контрольных тренировках. По соотношению результатов я делаю выводы о мышечной композиции и аэробных способностях учеников и подразделяю их на группы. Те спортсмены, у кого выше процентный состав ММВ, силовые тренировки проводят как дополнительную нагрузку к беговым объемам, но у них силовые упражнения присутствуют на каждом тренировочном занятии. Те же спортсмены, в чьих мышцах больше гликолитических волокон, выполняют тренировки в большей степени силового характера.

Основной упор на развитие специальной силы делается в зимний и весенний период. В летний соревновательный сезон такие тренировки носят в большей степени поддерживающий характер. В осенний, переходный период развитие силы имеет менее специфический характер, поскольку в данный период спортсмены больше используют упражнения из других видов спорта: плавание, велосипед, туристические походы, спортивные игры. В зимний базовый период проводится основная силовая работа. Основными средствами являются специальные беговые упражнения (СБУ), прыжковые упражнения, упражнения с барьерами, спринтерский бег, бег в гору, бег в усложненных условиях, упражнения с отягощением и собственным весом, круговые тренировки. Ниже – подробнее о каждом из них.

  1. Из СБУ я применяю в основном семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, «колесо». Для развития нужных при беге мышц большое внимание уделяется правильному, качественному выполнению упражнений. Многие спортсмены при выполнении бега с высоким подниманием бедер ставят ногу под себя, близко к ОЦТ. При этом основная нагрузка ложится на мышцы передней поверхности бедра и голени. Такое выполнение упражнения развивает мышцы, необходимые для стартового разгона, но не для бега по дистанции. Я же всегда акцентирую внимание спортсмена на постановке стопы как можно более впереди проекции ОЦТ. Для более качественного контроля за техникой выполнения СБУ, непосредственно бега и других упражнений постоянно использую видеокамеру. Упражнения выполняются многократно. Квалифицированные бегуны выполняют упражнения до 100 движений в одной серии, по 5-7 серий каждого упражнения в тренировочном занятии. Для развития силы мышц задней поверхности бедра применяется бег в максимально низкой посадке максимально длинным шагом.
  2. Прыжковые упражнения подразделяю на максимальные и прыжки на силовую выносливость. В первые годы работы максимальные прыжки я использовал только как тесты. Но, сотрудничая с ЗТСССР Я.Ельяновым, пришел к выводу о пользе прыжков с максимальными усилиями как средства, развивающего не только силу, но и повышающего выносливость, как теперь известно, за счет  образования новых митохондрий. Максимальные прыжки – одинарные, тройные, десятикратные на одной ноге провожу 1 раз в неделю с замером результата в каждой попытке. Объем – до 15-200 отталкиваний в одном тренировочном занятии. Кроме того, в каждом тренировочном занятии как дополнительное средство использую некоторые из следующих упражнений. В развитии силовой выносливости основное упражнение – многоскоки на отрезках от 60м до 200м. Регулярно провожу контроль – количество прыжков на отрезке 100м. Объем – до 2000м за тренировку. В 80-е годы по методике Лидьярда применял прыжки на отрезках до 800м в гору, но постепенно пришел к выводу, что такая нагрузка менее полезна (а по мнению В.Селуянова даже вредна), чем отрезки 100-150м. Применяю также подскоки в длину и высоту на отрезках до100м многократно, многоскоки на одной ноге, «блоху». Для мышц голени – прыжки в группировку и с доставанием носков ног по несколько серий, выпрыгивание из приседа и другие. При тренировках на местности прыжки чаще выполняются в гору ( в марте – апреле – до трех тренировочных занятий в неделю). Зимой – не менее 1 раза в неделю прыжковые упражнения выполняются по лестнице вверх.
  3. В занятиях с барьерами выполняются как прыжки через барьеры, так и различные перемахи и перешагивания многократными сериями на 8 – 15 барьерах. Барьерный бег для средневиков провожу в 5 шагов между барьерами с постоянным, по мере роста силы и быстроты увеличением расстояния между барьерами, добиваясь этим увеличение длины шага.
  4. Спринтерский бег выполняется на максимальной скорости. Это бег с ускорением до максимума, бег на отрезках 30, 60м сериями по 3 – 4 ускорения через ходьбу обратно, с отдыхом между сериями5 – 6 минут. Выполняется до 15 ускорений за одну тренировку. Стандартная тренировка – 6х150 с ходу с отдыхом 6 минут. Для развития силы нужных именно для бега мышц обязателен контроль за техникой бега, чтобы спортсмен не «сваливался», не ставил ногу под себя, близко к ОЦТ.
  5. Бег в гору на средних и длинных отрезках способствует больше развитию силовой выносливости, чем силы. Как и в прыжках в гору, раньше я  применял бег на более длинных отрезках (800м и 1000м). В настоящее время отрезки более 400м не применяю, хотя длительные аэробные пробежки часто проводятся по сильнопересеченной местности с длиной подъемов до 2км и более. Кроме длительного бега «по холмам» по системе Лидьярда, провожу повторный бег на таких «холмах» на отрезках 400 – 800м с более высокой скоростью. С 80-х годов применяю то, что теперь рекомендует В.Селуянов: бег с субмаксимальными усилиями в крутую гору на отрезках 20 – 30м.
  6. Бег в усложненных условиях также способствует развитию силы нужных для бега мышц, особенно голени. Часто зимой кроссовый бег проводится по рыхлому снегу, что уже обеспечивает развитие силы. Но я зимой провожу специальные беговые повторные тренировки на отрезках до 150м по глубокому (до колена) снегу. Летом также проводится кроссовый бег на отрезках по песку. По возможности (чистое от стекол дно) проводим бег по воде по колено и даже соревнования на дистанциях 100-150м в беге по воде. Для квалифицированных бегунов при выполнении СБУ и бега применяю утяжелители на лодыжки или свинцовые стельки в обуви.
  7. Упражнения с собственным весом и отягощениями (штанги, блины от штанги, гири, гантели) применяются и как средства ОФП, т.е. развтия силы основных групп мышц туловища и рук, и кА средства развития силы тех мышц, которые непосредственно продвигают бегуна во время бега. Это подскоки с отягощением и без него на месте и с продвижением, приседания с отягощением, приседания на одной ноге. Частое выполнение упражнений для связок коленного сустава (приседания, переносы тяжести тела с ноги на ногу в приседе, выпады и другие упражнения) позволяют практически исключить у тренирующихся у меня легкоатлетов широко распространенные среди бегунов на выносливость травмы коленного сустава. Упражнения с резиновыми амортизаторами применяю редко. Чаще использую их как тренировочные средства при различных травмах, так как упражнения с амортизаторами выполняются более медленно, чем беговые движения, т.е. развивают не те мышечные волокна, которые используются в беге с соревновательной скоростью. Но теперь, основываясь на научные разработки ГРАФК, буду искать в резиновых амортизаторах статодинамический характер выполнения упражнений. Достичь этого можно усилением сопротивления амортизатора.
  8. Силовые упражнения провожу дважды в неделю в форме круговых тренировок. При круговой тренировке тренируются не только мышцы, но получают нагрузку функциональные системы организма, так как выполнение упражнений в течение 3 – 6 минут при ЧСС 180, да еще в несколько серий по воздействию на организм сравнимо с интервальной или повторной беговой тренировкой.  В 80-е годы, когда я тренировал группу высококвалифицированных стайеров, мною был составлен комплекс круговой тренировки из 13 упражнений, который использую и по настоящее время. Но когда в 90-е годы у меня появились высококвалифицированные средневики, тренирующиеся «от скорости», я разработал еще один комплекс из 8 упражнений, во многих упражнениях отличающийся от правого. В 1995 году на Всероссийской конференции тренеров по легкой атлетике старший тренер сборной России по резерву А.Полунин в своем выступлении рассказывал о поездке в Англию на Всемирный семинар тренеров по легкой атлетике. Там он посетил тренировку чемпиона Европы в беге на 800м Мак-Кина и рассказал о круговой тренировке, которую выполнял чемпион. Приятно было узнать, что комплексы, составленные Т.Боули, тренером Мак-Кина, и мой – практически идентичны: повторяются не только упражнения, но и их порядок в комплексе! Разница была только в одном упражнении!

Но и при одноразовых тренировках многократными победителями и призерами юношеских и юниорских первенств России стали О.Головкина, С.Сафронов, Т.Неклюдова.

          Причем, имея высокие результаты на стайерских дистанциях и в марафоне, эти спортсмены показывали высокие результаты на дистанциях 1500м и даже 800м.

          Продолжение спортивной карьеры после окончания обучения в ДЮСШ складывается по-разному. Но нижеприведенные примеры являются подтверждением правильности моих методических наработок.

          С.Крестьянинов, начав тренироваться самостоятельно, сохраняя объем и интенсивность бега прежними, перестал выполнять силовые, прыжковые и круговые тренировки. Его результаты резко снизились и через два года появились травмы, которые, в конечном счете, и привели к прекращению тренировок.

          Л.Чжао, которую я тренировал «от скорости», перешла к тренеру С.Попову, который тренирует «от выносливости». Через два года, когда эффект от наших с ней тренировок начал снижаться, снизились и ее спортивные результаты. И только переход к тренеру В.Казаринову, работающему по схожей с моей методикой «от скорости и силы», позволили е вновь повысить результаты и стать чемпионкой Европы и финалисткой чемпионата мира в беге на 800м.

          О.Головкина, которую я тренировал «от выносливости», при переходе к тренеру С.Попову, работающему по схожей методике, постоянно повышает свои результаты, что позволило ей стать чемпионкой Европы и финалисткой Олимпийских игр 2012 года в беге на 5000м.

 

 

 

Заключение.

          Подавляющее число тренеров, особенно детских, получив определенное образование и знания о методике тренировке, приобретенные, как правило, во время своих занятий спортом, остаются с этим «багажом» практически все последующее время работы. Причем под эти апробироанные им самим методы такой тренер пытается подвести спортсменов, имеющих разные генетически обусловленные функциональные и мышечные системы. Кому-то эти методы подходят и спортсмен добивается высоких результатов. Но очень часто такому тренеру попадаются одаренные спортсмены, которым данные методы не подходят, а тренер не может или не хочет перестроиться. И выдающийся по природным способностям спортсмен в лучшем случае сам уходит к тому тренеру, чья методика ему подходит, а чаще или остается середнячком, или вообще уходит из спорта. И только тренер, имеющий большой запас теоретических знаний и практических методов, умеющий определить индивидуальные способности ученика, постоянно находящийся в поиске новых методов тренировки, может помочь раскрыться каждому способному и имеющему желание тренироваться атлету.

          Наука не стоит на месте и в физиологии, биохимии и физике постоянно происходят открытия и новые разработки, которые позволяют грамотному и ищущему тренеру вырабатывать новые методики тренировки, и тем самым повышать эффективность своей работы как по подготовке спортсменов высокой квалификации, так и по повышению интереса к тренировочным занятиям тех людей, которые по своим природным способностям не могут достичь высоких результатов, но, занимаясь в спортивных секциях, укрепляют здоровье, становятся более волевыми и целеустремленными, отвлекаются от негативного влияния улицы и, в конечном счете, становятся людьми, полезными обществу.

 

 

Литература. 

1.  Учебник тренера по легкой атлетике ФИС. 1974 г.

2.  Современные аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции. Зарубежный опыт. Ставрополь, 1991г.

3.  «Бег к вершинам мастерства», А. Лидьярд, «ФиС», 1968 г.

4.  «Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции». А.Полунин «Советский спорт»,, 1990 г.

5.  «Бег с Лидьярдом» А.Лидьярд «ФиС», 1987 г.

6.  «Мечтам дано сбываться», Л Братина, «ФИС», 1984 г.

7.  «Легкая атлетика за рубежом». Е.Кайтмазова, В.Теннов, «ФИС», 1978 г.

8.  «Медленные или быстрые?», С.Тихонов «Легкая атлетика» №№ 3,4,5, 2001 г.

9.  Методические материалы всесоюзных и всероссийских конференций тренеров по легкой атлетике 1981-2000 годы (Для служебного пользования).

Доклады на конференциях.

10. «Повесть о беге». В.Куц. «Молодая гвардия», 1964 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ ДОД ДЮСШ "Темп"
Пермский край,
г.Березники,
Ломоносова, 113
8 (34242) 56793
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz